Поиск самолёта времён ВОВ в горах Кузнецкого Алатау.

На территории Кемеровской области три разбившихся самолёта времён войны. Первый разбился в районе п.Белогорск, на данный момент от него ничего не осталось. Второй  на горе Зелёной Кузнецкого Алатау, от него лежат остатки разметанные взрывом по склону. Третий в районе хребта Тыдын, о нём  очень мало информации.

За три года удалось собрать более-менее полную информацию по  двум последним самолётам. В архивах нашли данные всех пилотов и пассажиров тех катастроф. Награды и звания. Удалось найти прямых родственников одного из командиров самолёта. По мелочам выстроилась картина катастрофы последнего самолёта. Место падения далеко в горах и на территории заповедника. Район очень отдалённый и дикий.

День первый.

В пять утра, командой из 4х человек радостно выезжаем к месту старта. Четыре часа разбитой дороги, несколько бродов, полигон золотодобытчиков и кое - как найдя дорогу через вскрытый карьер, мы на месте. Наш старт, устье реки Казанка, что берёт своё начало с горы Б.Таскыл. Прощаемся с машиной и не торопясь двигаем к Таскылу. Путь идёт по руслу реки. Дорога известная, ходил здесь десяток раз. Рюкзаки тяжёлые, на старте вес по 25 кг у каждого. С рюкзаком я вешу 90. Ужас, почти половину веса своего тащу за спиной. И нас таких трое. Худые и злые. К обеду подошли к р.Кривун и двинули в гору. Жара, немного насекомых и трава выше головы добавляют радости жизни. В это время года я здесь впервые. Обычно мы ходим в начале июня. Тогда совсем подругому. С остановками доползли на седловину, высота 1000. На сегодня хватит ходьбы, встаём на ночёвку. Есть вода и дрова. Недалеко видели медвежью «чесалку». Дерево с зачёсами и шерстью. Спали как убитые, никто нас не тревожил.

День второй.

С утра быстренько позавтракав идём в сторону г.Б.Таскыл. Подошли к снежнику. 30 июля, снег ещё есть. Отсюда ещё есть связь, можно позвонить домой. Спускаемся к озеру Таскыльскому и истоку р.Громатуха. Красивые водопадики и заросли золотого корня. Обед. В режим ещё не втянулись, хочется отдыхать почаще. Идём дальше по хребту на гору Плоскую. Капец. Я знаю что там. Заросли непроходимого мелкого кедрача плюс курумник. Продрались к истоку р.Баянзас. На склоне упал через бревно лицом вперёд. Зацепился за сучок и повис. Никто снимать меня не спешил. Как то подозрительно… Подошли к горе Копна, хотели встать на ночёвку но воду не нашли, идём дальше. К девяти вечера, найдя воду, встаём на ночёвку. Гора Зубчатая.  Пытались в одном месте встать, не дала змея. Лежала и не хотела уходить с удобной площадки. При попытке её выгнать, кидалась и шипела. Пришлось уйти на 100 метров. Ночью был дождь с ветром. Хорошо хоть палатку додумались растянуть.

День третий.

Встали поздно.7.30. Дождь не давал. Перешли вершину и подошли к разбитому самолёту. 3.09.1946года  здесь потерпел катастрофу самолёт Дуглас А20, весь экипаж погиб. Самолёт раскидан взрывом по склону и порос кедрачём. Не сразу и увидишь. Одна из наших задач, поставит памятную табличку на месте катастрофы. Пробил четыре дыры в фюзеляже, попутно сломал нож. Вот как от медведей теперь отбиваться. Табличку привинтили. Теперь хотя бы не будут лежать люди безымянные, да и другим понятнее кто здесь погиб. Двинулись дальше. Увидели пять северных оленей. Паслись себе спокойно на склоне горы Зелёной. Увидели и не торопясь ушли дальше от нас. Начинаем спускаться к истоку р.Таян. Болотистый склон изрезанный глубокими промоинами. В высокой траве совсем не видно куда наступать. Проваливаюсь и падаю регулярно. Страшно. Травмы нам совсем не нужны. К вечеру доковыляли к речке. Устали и побили ноги хорошо. Но коллектив у нас весёлый, можем пролезть хоть куда. По традиции ужинаем макаронами с килограммом тушёнки. Чай с сушками. Красота. Вода рядом, можно купаться. Хотя удовольствие сомнительное, холодная она. Пошёл дождь и град.  Завтра тяжёлый день, но мы этого ещё не знаем…

День четвёртый.

Начали подъём в хребёт Тыдын. На спутнике хребёт выглядит россыпью мелкой гальки. Думали тут- то мы и рванём. Наивные. Прошли полосу леса часа за три. Заросли папоротника с которого летит пыльца. Дышать идущим за мной нечем. Пыльца, смешиваясь с потом, жжёт кожу и окрашивает нас в приятный желтоватый цвет.  Зашли на первую горку, сумасшедший курумник огромных размеров. Обед. Черника везде, за весь поход я её съел ведро, не меньше. Вокруг красота. Видны истоки всех рек в округе. Таян. Саянзас. Александровский. Лезем к горе Хребтовая. Ну там то по любому начинаются мелкие камешки. Спутниковые снимки мы смотрели. Ага. До горизонта камешки размером с машину и стоят в основном на ребре. Всё это вперемешку с зарослями стелющегося кедрача. Начались чудеса эквилибристики. Просчитываешь каждый шаг. Одно неверное движение и ты переломан. Морально и физически выматывает. Вечером подошли к истоку р.Громовой. Тут у нас будет базовый лагерь. Ставимся надолго. Хорошее место, вода, дрова, черника. Прошли за четыре дня 50 км. Абсолютного безтропья и дикой тайги.

Поиск.

По всем собранным данным самолёт лежит на восточном склоне не ниже 500 метров высоты. Возможно в разломе ручья. Надеемся, что 20 метровую махину мы сможем увидеть. Начался поиск.

Налегке, взяв еды на день, рации, немного воды, идём искать самолёт. Склон горы, это сплошные  заросли рябины и различных кустов. Растут берёзы вперемешку с пихтой. Трава на уровне глаз. Идём. Двумя группами проходим разломы ручьёв и всматриваемся в подозрительные места. Частенько ошибаемся вроде как что то увидев. Предположения, что быстренько его найдём,  тают на глазах. Вышли к речке. Встретились со второй группой. Обед. Опять тралим склон. Вверх, наискосок, поперёк. И так до бесконечности. Пока идём, стараемся посвистывать. Места дикие, медведей никто не отменял. Следов человека, даже очень старых, мы не видим совсем. Признаков пребывания человека нет. Давно здесь никто не ходил. Жара, душно. Постепенно уходим дальше, всё больше участков пройдено. Ну как пройдено, трава на уровне головы, видимость минимальная. Остаётся полагаться на удачу. И так изо дня в день. Обнаруживаем, что рация хорошо ловит радио. Теперь ходим с музыкой, много радиостанций на выбор. Находим старую конную тропу. Когда то здесь шла конная тропа соединяющая прииски. Часть тропы ещё можно угадать по хребтам.

Опять ходим траверсом по склону. Завалы, трава, кустарник. Площадь большая, где спрятаться самолёту мест много. Если его столько лет никто не нашёл, значит лежит в очень плохом месте. Ищем. Прочесали уже все возможные места. Надежды падают, устали уже все. А нам ещё назад топать 4 дня.

Решили сворачиваться. Хорошо, что за дни поиска погода не подводила. Намотали 30 км двумя группами. Тяжёлые километры. Обидно конечно, но ничего не поделать. Мы хотя бы пытаемся, что- то сделать.

Собираемся и сворачиваем лагерь. Несу табличку с именами погибших  назад. Не стали устанавливать на горе, хотелось бы установить на месте гибели.

Хребёт Тыдын.

Опять начались скачки по камням. Рюкзаки чуть полегче и прыгать чуточку попроще, но расслабляться нельзя. Подошли к г.Хребтовой , здесь лежал снег когда мы шли на юг, сейчас растаял. Кое-как наковыряв грязного снега промеж камней, вскипятили на горелке чай. На соседнем хребте идёт дождь и сверкают молнии. У нас жара 31. Душно до жути. Воды мало, идём с мечтами попить вволю. Наконец накрыл дождь. Хорошо успели спуститься с Тыдына. Камни все в тонком слое мха, если его намочить, превращается в очень скользкую плёнку. Упасть шанс огромный. Пришли в исток р.Таян, встали на месте нашего лагеря. Завтра подъём по болотистому склону вверх. Опять падать в ручьи и промоины.

Гора Зелёная.

Утро туманное. Видимость 50 метров. Идём по своему треку, местами угадывается наша тропинка. Мы уже совсем одичали, людей видели, последний раз, больше недели назад. Дождь, туман, идём по приборам. Ближе к вершине находим можжевельник. Впервые его увидел с ягодой. Думал, черника на ёлке растёт. Там недалеко штольня урановая 50х годов. Может что повлияло. На вершине туман сдуло, на горизонте виднеется солнце. Замечательный вид. Идём дальше в ручей Водопадный, приток ручья Александровского. Решили назад возвращаться другим путём. Подъём в гору Плоскую мы не осилим. Идти по Водопадному, та ещё задача. Всё скользко и валуны. Бредём по руслу. Попадаются белые валуны.  Красота! Подошли к ручью Александровскому, здесь встаём на ночёвку. Ещё два дня и мы дома.

Баянзас.

Утро, солнечно, завтрак. Выдвигаемся в 8.30, идём прямо по речке, в одном из водопадов увидели стаю хариусов. Штук  20 среднего размера. Вода абсолютно чистая, рыбу видно хорошо. К обеду доходим до впадения Александровского в Баянзас. Остановились в живописном месте на плитах у реки. Команда у нас колоритная. Денис – всегда готов куда - нибудь залезть. Камни, вода, пещера, ему без разницы, лишь  бы повод. Алексей – сверхбыстрый человек. Движется ужасно быстро и всегда на позитиве. Андрей - самый мощный из нас. Молча идёт с повреждёнными рёбрами и растяжением кисти. За два дня до старта умудрился покалечиться.

К вечеру выходим к дороге с Баянзаса на р.Талановая. По дороге идти красота. Ни завалов, ни камней и болот. На перекуре, сидя на дороге ,вижу что то торчит. Откопали лопату. Самокованая лопата 50х годов. Когда то на этом месте был посёлок золотодобытчиков. На ночёвку встали на галичнике в речке Талановая. Просушились, пили чай, это последняя ночёвка. Немного грустно, но хочется уже домой. Завтра нас забёрёт машина в пяти км от стоянки.

За десять дней прошли 120км глухой тайги по территории заповедника. Где то навигатор пропускал трек, где то садились батареи, но в целом правильно. В основном шли хребтами, старались не спускаться в долины рек. Медведей не встречали, но следы были постоянно. Шли шумно. Регулярно посвистывали. Поход был тяжёлый, местами опасный, но очень интересный. Конечной цели  не достигли, но мы хотя бы что- то сделали. Есть о чём подумать на будущее.

© 2012 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode